Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья.
Школа здоровья
«Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее»
Барон Этвеш, венгерский писатель
Достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. В конечном итоге только сам пациент выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарственных препаратов, изменить ли привычный образ жизни, воспользоваться ли нетрадиционными методами лечения.
Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение пациентов в Школах здоровья. Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.
В России накоплен более чем 10-летний опыт работы Школ здоровья для пациентов с различными хроническими заболеваниями. Успешно проводятся занятия с больными артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью, гастрошколы, тиреошколы, школы активного долголетия и некоторые другие. Профилактические образовательные программы существуют и во многих зарубежных странах: Европейская стратегия «Здоровье для всех к 2010 году», Оттавская хартия улучшения здоровья в Канаде, Американская программа здоровья. Накопленный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности данной стратегии. Проведения образовательных программ среди пациентов позволяет снизить количество больных с тяжелыми формами заболеваний, частоту визитов к врачу и число госпитализаций, сократить потери по временной нетрудоспособности и инвалидности, снизить смертность, улучшить качество жизни пациента и выработать у него правильное отношение к своему заболеванию и лечению.
Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях
Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам, а также получения ими навыков правильного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
· повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
· формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;
· повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;
· создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
· формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
· привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;
· снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.
Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья».
· «Школа для беременных»;
· «Школа для больных сердечной недостаточностью»;
· «Школе для больных на хроническом диализе»;
· «Школа для больных артериальной гипертензией»;
· «Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»;
· «Школа для больных бронхиальной астмой»;
· «Школа для больных сахарным диабетом».
А также функционируют школы по 58 альтернативным направлениям.
В муниципальных учреждениях здравоохранения городов могут функционировать различные Школы здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа для больных сахарным диабетом, Школа для беременных, Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической болезнью сердца. Среди прочих школ в МУЗ города могут функционировать: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, Школа для родителей детей, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.
Нормативно-правовое регулирование.
При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов:
1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.
2. Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.
3. Положение об организации работы Школы здоровья.
4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.
5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.
Принципы организации Школ здоровья:
· в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
· занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.
· продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;
· периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;
· продолжительность занятий 1-1,5 часа.
Структура занятий:
20-30% – лекционный материал;
30-50% – практические занятия;
20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
10% – индивидуальное консультирование.
Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение огромное количество людей. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы Школ по разработанным критериям. Занятия в Школах проводятся с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.
Комплектация групп:
· занятия проводятся в группах по 8-10 человек;
· контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;
· набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;
· критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хр. заболеваний в стадии декомпенсации.
ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от профиля Школы здоровья к проведению занятий в Школах активно привлекаются врачи различных специальностей, медицинские сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место отводится среднему медицинскому персоналу. Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов. После занятий заполняют листок-вкладыш в амбулаторную карту, журнал учета занятий, фиксируют наличие факторов риска у каждого проучившегося пациента для оценки эффективности проводимых занятий.
Ведение учетно-отчетной документации:
· ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденную приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;
· ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовую отчетную форму №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809);
· «Годовой отчет о работе Школ здоровья»;
· «Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.
Высшая школа материнства
Законы природы, которые мы несем в себе, необходимо знать, чтобы жить в согласии с ними, сохранив свое человеческое лицо и предназначение. Сохранение женщины в родных для нее условиях - это сбережение и развитие малого мира для бесконечно великого. Женщина, жена, мать может дать покров - защиту не только мужу - но и целому роду. Исказив сущность женщины, меняется весь смысл жизни и это в первую очередь видно по нашим детям. Не даром говорится, что тайное в родителях явлено в детях. Сегодня мы редко видим большие семьи. Значит, повышается ответственность каждой семьи за одного - двух - трех детей, которые есть у нас. Не может быть крепкого общества там, где нет крепкой семьи, но и не только крепкой, но и в большей степени традиционной. Родители и дети очень схожи во многом, вплоть до формы проявления болезни. Родители действительно оставляют в следующем поколении свою копию. Мужчина закладывает фундамент своего ребенка: дает ему жизненный потенциал и способность. В женском организме все это должно найти свою реализацию и развитие. От того и насколько спокойна и естественна женщина, зависит наше будущее. Настоящая любовь к ребенку именно в том и состоит, чтобы позволить ему проснуться его истинным возможностям. Ребенок открыт к миру и не защищен от него. Но родители и, прежде всего мама призваны обеспечить ему безопасность и спокойствие жизни, чтобы все, что заложено в нем, его душа и тело смогли раскрыться в своей полноте. Такие дети, как правило, вырастают великодушными, по сколько они с младенчества способны обходиться за счет собственных сил. Став взрослым, такой человек в любой ситуации и условиях не утратит своих человеческих достоинств и с честью перенесет все испытания. Именно женщина - мать призвана выполнять эту миссию и никто не может заменить ее. Ибо что может быть выше для любой женщины, чем родить и воспитать человека с большой буквы.
Высшая школа материнства - призвана дать мудрые и грамотные советы будущим родителям и детям.
Она занимается вопросами образования и просвещения молодого населения (школьников, подростков и их родителей; молодоженов и молодых семей, планирующих рождение ребенка) в вопросах подготовки к семейной жизни на принципах любви и уважения друг к другу, глубоких знаний всех аспектов жизненных проблем.
Кроме этого работает программа физического, психического и духовного здоровья, которая закладывается задолго до рождения самого ребенка.
Современные условия жизни значительно повлияли на уровень здоровья населения. Проведенные исследования показали, что большинство женщин уже в молодом возрасте имеют нарушения органов Ж.К.Т. Что создает предпосылки к нарушениям гормональной, иммунной и нервной регуляции репродуктивной системы. Беременность является физиологическим состоянием, при котором изменяется функционирование органов ЖКТ, дополнительно отягощенная уже имеющимися нарушениями в работе органов и систем.
Уникальность школы:
Образование и просвещение молодого населения в вопросах подготовки к семейной жизни, на принципах любви, уважения друг к другу, глубоких знаний во всем аспекте жизненных проблем.
Обучение и просвещение производится по программам наработанным временем жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, дискуссий, тренингов, научно-практических конференций, круглых столов и индивидуального консультирования профессиональными психологами и медицинскими ра-ботниками, имеющими большой опыт научно-практической деятельности в области образования и медицины. В программу обучения включены занятия по темам: "Мужчина и женщина - радость взаимоотношения", "Формирование гармоничной семьи", "Семья - компас в жизни человека", "Любовь и ... как много в этом слове", "Дети - творение двух", "Семья - основа культуры общества", "Ценность семьи для человечества" и другие. При Высшей школе материнства планируется создание первого в Москве и Московской области Регионального Учебного центра по обучению медицинского персонала сельских участковых больниц функциональной, электропунктурной экспресс диагностике по программам: а. "Диспансеризация жителей села России" в соответствии с принципиально новым направлением деятельности здравоохранения России - переходе от системы ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на при-оритете здорового образа жизни и направленной на профилактику заболеваний.
«Планирование здоровой семьи на селе» - предусматривает обучение сельских врачей функциональной диагностике: - формирование первичного бесплодия у детей подросткового возраста и профилактика его; - оценка состояния женщин детородного возраста (до, в течение беременности и в послеродовом периоде); - экспресс-оценка гормонального статуса молодоженов.
«Школа пожилого человека»
Общие положения
1. Школа пожилого человека (далее «Школа») - является одним из видов Школы (клуба) для пациентов и лиц с факторами риска (син. Школа здоровья), организационной формой обучения пожилых людей по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья, формой группового профилактического консультирования, не исключающей проведение индивидуального консультирования, профилактического и клинического обследования. Деятельность Школы строится в соответствии с утвержденным общим положением о Школах для пациентов и лиц с факторами риска, основывается на существующих нормативных документах и проводится по утверждённой программе.
2. Школа организуется силами и средствами лечебного учреждения при непосредственном участии Областного Центра медицинской профилактики, Областного Центра гериатрии, территориальных отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений, а также при организационной и финансовой помощи органа управления здравоохранения территории.
Организаторы образуют Совет Школы или определяют ответственных лиц за деятельностью Школы (зам. главного врача по организационно-методической работе, зам. главного врача по профилактической работе, заведующий отделением профилактики или др.). Ответственность за работу Школы может быть возложена также приказом администрации медицинского учреждения.
3. В организации и деятельности Школы могут также принимать участие различные учреждения и организации всех форм собственности, общеобразовательные, высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.
4. Школа свою деятельность формирует в соответствии с принципами Всемирной организации здравоохранения охраны, а также в соответствии с основныминаправлениями и задачами «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 года», согласно нормативным документам и рекомендациям Минздравсоцразвития Российской Федерации.
Основные направления деятельности и задачи «школы пожилого человека»
1. Основные направления деятельности:
· обучение целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья (что вытекает из основной цели создания школы);
· решение региональных вопросов борьбы с преждевременным старением, профилактики заболеваний в пожилом возрасте, профилактики заболеваний и укрепления здоровья в целом у населения региона;
· пропаганда медицинских знаний, обучение навыкам здорового образа жизни;
· обучение немедицинских специалистов с целью расширения деятельности,
· возможности дистанционного обучения и повышения качества необходимых знаний.
2. Основные задачи Школы пожилого человека:
· проведение обучающих мероприятий для пожилых людей в виде планируемых бесед и собеседований, лекций, семинаров, тренинговых и практических занятий;
· обучение «обучающих» - обучение немедицинских специалистов по основным разделам деятельности школы;
· оказание населению профилактической и оздоровительной помощи, через привлечения к работе Школы специалистов различных учреждений и организаций, расширение объёмов деятельности;
· внедрение новых эффективных форм профилактической работы, обучающих методик;
· подготовка и издание наглядных информационных материалов необходимых для деятельности Школы, а также пропаганда медицинских знаний по основному направлению данной Школы (профилактика артериальной гипертонии и заболеваний
· сердечно-сосудистой системы, заболеваний дыхательной системы, сахарного диабета и др.);
· проведение тематических совещаний, семинаров и конференций;
· участие в профилактической деятельности медицинских учреждений.
Организация деятельности школы пожилого человека
1. Структура, оснащение и количество привлекаемых медицинских специалистов (условный штат) Школы здоровья зависит от набора целевой группы пациентов и лиц с факторами риска, от возможности медицинского учреждения или органа управления здравоохранением, которые организуют Школу.
2. Для работы Школы привлекаются высококвалифицированные медицинские специалисты по специальностям, которые отражают проблематику Школы, а также немедицинские специалисты согласно цели и основным задачам Школы.
Специалисты привлекаются к работе Школы на функциональной или на договорной основе с оплатой работы в Школе, если это предусмотрено организаторами или есть возможности дополнительного финансирования Школы со стороны помогающих организаций или лиц.
3. Свою деятельность организаторы и привлекаемые специалисты основывают на принятой программе Школы и утверждаемых планах работы (годовых, месячных).
4. Занятия Школы могут проходить в медицинских учреждениях, а также в любом другом учреждении, если это соответствует программе и планам Школы.
5. Режим работы Школы определяется организаторами (Советом Школы) в зависимости от состава и количества пациентов, а также возможностей привлекаемых специалистов. Рекомендуемый режим - два занятия в месяц по 2-3 часа, без учета возможных практических занятий или индивидуального консультирования.
Информация о режиме работы Школы доводится до пациентов и всего населения печатными объявлениями, объявлениями по радио и телевидению, рекомендациями специалистов профилактических отделений (кабинетов) и лечащих врачей ЛПУ.
6. Специалистами Школы здоровья разрабатываются необходимые для деятельности Школы наглядные и информационные материалы, инструкции, анкеты, памятки, которые могут быть использованы другими Школами или медицинскими учреждениями при проведении профилактической работы.
7. Организаторами Школы ежеквартально проводится регистрация целевых групп, обучающихся специалистов и анализ проводимых занятий, мероприятий, для чего используютс методики «обратной связи» с обучающимися (собеседование, анкетирование, социологическое исследование и пр.).
Для повышения эффективности и результативности деятельности Школы пожилого человека организаторами при составлении программы и планов необходимо учитывать мнение обучающихся и опыт работы других Школ.
«Школах здоровья» в образовательных учреждениях
Забота о сохранении здоровья детей - задача не только семьи, медицинских учреждений, но и в целом системы образования. Важным шагом в решении задачи охраны здоровья детей в образовательном пространстве стало создание особого вида государственных образовательных учреждений - «Школа здоровья», в которых высокое качество образования не препятствует обучающимся сохранять и даже приумножать ресурсы своего здоровья.
В Москве «Школы здоровья» начали активно формироваться с 2000 года. На 1 января 2009 года статус «Школа здоровья» имели 98 государственных образовательных учреждений. За 10 лет существования таких ОУ сложились три направления в организации их деятельности:
· «Школы здоровья» для всех детей независимо от их принадлежности к медицинской группе, в которых создана безопасная окружающая среда, благоприятная для профилактики заболеваний, психологической и социальной адаптации обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни. Психолого-педагогический подход к созданию таких «Школ здоровья» связан с опорой на медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, здоровьесберегающие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Для решения задач по здоровьесбережению в этих школах выбраны такие пути: разукрупнение классов, организация 3-разового питания, дополнительное каникулярное время, введение «оздоровительного часа» в расписание учебных занятий, включение в учебный план 3 уроков по физической культуре.
· «Школы здоровья» для всех детей независимо от медицинской группы здоровья ребенка, внедряющие элементы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Эти школы, используя технологии, продиктованные психолого-педагогическим подходом, взаимодействуя с детскими поликлиниками, использовали достижения современной науки, позволяющие проводить мониторинг здоровья обучающихся в учебном процессе, создали систему школьных мониторингов здоровья, оснащенную компьютеризованными приборными комплексами. При этом, не внедряясь в поле деятельности медицины, такие школы получили возможность, не дожидаясь плановой диспансеризации, скорректировать нарушения в работе организма, которые в большей мере подвергаются воздействию школьных факторов: нарушения осанки, нарушения зрения, нарушения физиологического баланса.
· «Школы здоровья» для хронически болеющих детей, ослабленных неблагоприятными экологическими факторами, и детей-инвалидов. Практика работы такого рода образовательных учреждений показала взаимопроникновение медицинского и психолого-педагогических подходов. Медицинский подход связан с активизацией участия медиков в работе образовательного учреждения. В таких «Школах здоровья» создано собственное медицинское подразделение. Оказание медицинской помощи обучающимся осуществляется в объеме, соответствующем задачам, решаемым педагогическим коллективом.
Немаловажная роль в сохранении здоровья ребенка в период пребывания его в образовательном учреждении отведена организации качественного, безопасного, сбалансированного питания.
В «Школах здоровья» оборудованы спортивные залы (118), тренажерные залы (86), школьные стадионы и спортивные площадки (140), бассейны (2), залы ЛФК (65), кабинеты массажа (56). Это позволяет качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.
Важный показатель деятельности «Школы здоровья» - отсутствие неуспевающих детей, при этом следует учесть, что не снижен уровень требований и каждому обучающемуся обеспечивается образование в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Показательный результат работы в этой области - то, что здоровьесберегающая среда «Школ здоровья» и проводимая профилактическая работа позволяет снизить количество пропущенных учебных дней по болезни на одного ребенка.
В «Школах здоровья» накоплен положительный опыт психологического сопровождения образовательного процесса, обеспечения разноуровневой подготовки обучающихся, созданы различные службы психолого-медико-социального сопровождения (мониторинговая, психолого-педагогическая поддержка, медицинское сопровождение, социальная реабилитация). Большое внимание в таких школах уделяется профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся «группы риска». Реализация профилактических программ рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Профилактические программы включают в себя современные методы обучения и строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлены на обучение социальным навыкам: коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. Активно расширяется добровольческое движение, которое охватывает детей и подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни в среде сверстников.
Оценка и контроль деятельности государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» в большинстве случаев основываются на результатах мониторинга здоровья обучающихся. Мониторинги природного зрения, осанки и объединяющий их полифункциональный саногенетический мониторинг физиологического состояния организма оснащены приборными комплексами и экспертными системами. В отличие от диспансеризации, которая лишь констатирует наличие тех или иных заболеваний у ребенка, школьным мониторингам свойственно оперативное прогнозирование возможных рисков, в том числе и образовательных, их адресная коррекция.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс «Школ здоровья» позволило успешно реализовать образовательный процесс для детей-инвалидов, в том числе и ранее находящихся на надомном обучении. В настоящее время в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» обучаются 635 детей-инвалидов.
Многолетний опыт работы «Школ здоровья» позволяет сформировать представление:
· о формах организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, о здоровьесберегающей инфраструктуре и оснащенности школ, о комплексе здоровьесберегающих технологий;
· о системе школьных мониторингов здоровья как способе адекватного отбора здоровьесберегающих технологий, по состоянию здоровья обучающихся, так и по задачам конкретного образовательного учреждения;
· о потребности школ в обеспечении специалистами, способными поддерживать здоровьесберегающие функции школы.
Выбор пути, по которому в каждом конкретном случае строит свою работу педагогический коллектив, создавая «Школу здоровья», зависит как от установок и предпочтений педагогов, так и от конкретных условий обучения.
При создании образовательных учреждений такого вида необходимо учитывать состояние здоровья и реальные потребности детского населения, развивать на их базе форму инклюзивного образования.
ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ
Знаете ли Вы, что:
· Каждый пятый взрослый имеет повышение артериального давления (АД).
· Только половина людей с повышенным АД знают об этом. Многие люди избегают посещения врача, тогда как единственный способ установления артериальной гипертонии - регулярное измерение АД.
· Только половина пациентов с повышенным АД получают должное лечение. Многие больные не знают, что хорошее самочувствие при повышенном АД - не причина для отказа от лечения, так как нелеченная гипертония - это «мина замедленного действия».
· Только половина больных реально соблюдает все рекомендации врача. Многие пациенты самовольно прекращают прием рекомендованных лекарств или уменьшают их дозировку, что нередко приводит к обострению болезни.
Артериальная гипертония - это на сегодняшний день одно из самых распространенных и наиболее грозных заболеваний, которое приводит к тяжелым осложнениям: инсульту, инфаркту миокарда, сердечной недостаточности, нарушению функции почек, а также ускоряет развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца. В основе повышения АД, независимо от причины, лежат сложные нарушения регуляции аппарата кровообращения, проявляющиеся прежде всего увеличением тонуса артериальных сосудов. Как правило, процесс прогрессирования АГ многолетний, постепенный, в связи с чем организм больного «привыкает» к высокому АД, и АГ течет бессимптомно до тех пор, пока не возникает одно из осложнений. Вот почему АГ получила название «молчаливый убийца». Из-за отсутствия в течение долгого времени клинических проявлений заболевания многие больные относятся к нему несерьезно, не хотят признавать, что высокое АД представляет угрозу для их жизни, пренебрегают советами врачей о необходимости лекарственной терапии, способной снизить риск возникновения осложнений заболевания, увеличить продолжительность и качество жизни.
Что такое Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией?
Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь Вас научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:
· Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
· Занятие 2. Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
· Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.
· Занятие 4. Физическая активность и здоровье.
· Занятие 5. Курение и здоровье.
· Занятие 6. Стресс и здоровье.
· Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению.
· Занятие 8. Заключительное занятие.
Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе.
Рекомендации по самостоятельному измерению артериального давления:
- За 30 минут до измерения не следует курить, пить крепкий кофе или чай;
- Измерения должны проводиться после 5 минутного отдыха, через 1-2 часа после приёма пищи;
- Во время измерения не следует активно двигаться и разговаривать;
При отсутствии сопутствующих заболеваний достаточно стандартных измерений сидя. Пожилым людям рекомендуется дополнительно измерять АД стоя и лёжа;
Руку для измерения АД необходимо расслабить и освободить от одежды;
Расположение руки должно быть такое, чтобы локтевой сгиб был примерно на уровне сердца;
Наложить манжету на плечо так, чтобы нижний его край был на 2 см или на 2 пальца выше локтевого сгиба;
При нарушениях ритма сердца желательно проводить несколько измерений в определённый промежуток времени (например, 4 измерения за 15 минут в состоянии покоя). Записывайте результаты измерения в дневник.
Идеальное, или оптимальное, артериальное давление, составляет 120/80 мм рт ст.
Нормальное артериальное давление составляет не более 130/85 мм рт ст.
«Мягкая» гипертония, скрытая или ее еще называют пограничное артериальное давление, составляет 130—139/85—89 мм рт ст.
Медикаментозное лечение артериальной гипертонии может назначить Вам только врач. Что приводит к повышению артериального давления?
Факторы, которые влияют на возникновение артериальной гипертонии, называются факторы риска. Их много, и нет одного такого, который бы безусловно приводил к заболеванию – нужно, чтобы сложилось несколько «неблагополучий». Но не стоит расслабляться. По данным специалистов, у 93% мужчин после 35 лет при обследовании непременно выявляется хотя бы один из факторов риска, а у многих – один и более. При этом доказано, что сочетание нескольких факторов риска значительно увеличивает вероятность возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Борьба с ними может помочь снизить артериальное давление и уменьшить дозу лекарственных средств, что согласитесь выгодно, учитывая цены на лекарства в нашей стране. Итак, какие это факторы?
Изменяемые факторы риска:
- Нерациональное питание
- Низкая физическая активность
- Курение
- Избыточный вес
- Чрезмерное потребление алкоголя
- Психоэмоциональные стрессы
- Неправильное чередование труда и отдыха
Неизменяемые факторы риска:
- Пол и возраст:
мужчины старше 55 лет
женщины старше 65 лет
- Наследственность
Первый фактор – избыточное потребление соли! Даже если Вам кажется, что Вы употребляете небольшое количество соли, уберите солонку со стола, старайтесь не досаливать пищу, ограничьте солёности, а тем более копчёности. Количество потребляемой поваренной соли не должно превышать 1 чайной ложки без верха в сутки. Только одно уменьшение количества соли в рационе может снизить среднее артериальное давление на 10 мм рт. ст. Для уменьшения негативного влияния соли на организм необходимо увеличить потребление продуктов богатых калием (кураги, изюма, картофеля печёного в “мундире”, томатов, бобовых). Кроме того, это благотворно сказывается на тонусе сердечнососудистой системы.
Второй фактор – избыточная масса тела! Сейчас принято говорить, что надо любить себя таким, какой ты есть. Перефразируем: любить себя и сохранять своё здоровье. Стремление снизить вес не должно быть самоцелью. Чтобы узнать, есть ли у Вас избыток массы тела, нужно посчитать свой индекс массы тела по формуле: Вес (кг) : рост (м)2 (оцените свой результат по таблице 2). Нормализация веса способствует снижению артериального давления, уменьшает риск сердечнососудистых осложнений (инфаркта и инсульта) и риска смерти. Основной принцип: калорийность пищи должна соответствовать энергозатратам организма. Это означает, что энергии поступающей нам с пищей должно быть ровно столько, сколько мы её можем потратить. Потребление продуктов богатых калориями (сахара, шоколада, жира и др.), особенно, если Вы не заняты физическим трудом, может приводить к ожирению, отложению холестерина в стенках сосудов, и, как следствие, к атеросклерозу артерий и гипертонии. Имейте ввиду, что для мужчин в возрасте 40 – 60 лет, работа которых не связана со значительными физическими нагрузками, количество калорий потребляемых с пищей в день не должно превышать 2000 – 2400 ккал, а для женщин, соответственно, – 1600 – 2000 ккал. Какие продукты наиболее калорийны? Жирные сорта мяса, особенно жирная говядина, субпродукты, какао, шоколад, пирожные, икра, сало, сдоба, алкогольные напитки. Согласитесь, без этих продуктов можно и обойтись. Что же рекомендуется принимать в пищу? Бессолевой, желательно с отрубями, хлеб, супы, сваренные на овощном бульоне, нежирные сорта мяса и рыбы (желательно на пару), около килограмма овощей и фруктов в день, блюда и гарниры из круп и макаронных изделий, молочные продукты с низким содержанием жира, растительные масла, нежирная колбаса, винегреты, салаты, заправленные сметаной или оливковым маслом. Согласитесь, выбор рекомендуемых продуктов достаточно широк. Если Вы любите колбасу, выбирайте нежирные сорта, если любите молоко или творог, то выбирайте обезжиренные продукты, ограничьте белый хлеб, сливочное масло (известно, что запрет на употребление сливочного масла в учреждениях общепита в одной из скандинавских стран способствовало уменьшению смертности от инфаркта миокарда, так будем же учиться на опыте других!). Калорийность некоторых продуктов указана в таблице 3.
Третий фактор – гиподинамия! Сниженная физическая активность приводит к низкой тренированности сердечнососудистой системы, снижению устойчивости её к стрессу, к избыточной массе тела, и, в конце концов, к повышению артериального давления. Можно начать с прогулок пешком, поднимайтесь на свой этаж без лифта, если Вы живёте в многоквартирном доме. Занимайтесь утренней гигиенической гимнастикой, оздоровительной физической культурой (ходьбой, плаванием, велосипед, лыжи), играйте в подвижные игры (волейбол, теннис). Физическая активность обладает свойством “разжижать” кровь и снижать уровень “сахара” в крови, препятствуя, таким образом, развитию инфаркта миокарда, мозгового инсульта и сахарного диабета. Если Вы решили начать физические тренировки, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом, чтобы он исключил у Вас некоторые противопоказания, назначил подходящий именно Вам по интенсивности режим нагрузки. Есть некоторые общие правила физических упражнений: регулярность, оптимальная интенсивность, этапность. Действительно, упражнения должны быть регулярными, 3 – 5 раз в неделю. Интенсивность нагрузки должна контролироваться при помощи пульса. Это означает, что первоначально во время физической нагрузки пульс не должен превышать 50% от максимально допустимого для вашего возраста (т.е. 220 минус Ваш возраст). Затем постепенно можно увеличить интенсивность нагрузки до достижения 60% (энергозатраты при основных типах деятельности указаны в таблице 4).
Четвёртый фактор – курение! Вред курения безусловный! Никто, наверное, не будет спорить о вреде курения. Однако некоторые факты могут быть Вам неизвестны. В табачном дыме содержатся канцерогены, а также никотин. Никотин обладает тромбообразующим действием (способствует образованию тромбов в кровеносных сосудах сердца и мозга), атеросклеротическим действием (способствует повреждению сосудистой стенки и отложению в ней холестерина), повышает артериальное давление. “Лёгких” сигарет не бывает! Ведь нельзя говорить о “лёгком” яде? Если Вы курите, необходимо бросить эту пагубную привычку.
К чему нужно быть готовым, если Вы решили бросить курить? В течение 2х недель – месяца могут быть следующие симптомы отмены: сильное желание закурить, возбудимость, беспокойство, нарушение концентрации внимания, раздражительность, ухудшение настроения, чувство гнева, депрессия, сонливость, головная боль, бессонница, тремор (мелкая дрожь в руках), потливость, улучшение аппетита, увеличение веса, усиление кашля, чувство заложенности в груди, боли в мышцах, головокружение. В настоящее время широко используются методы заместительной помощи курильщикам. Существуют жевательные резинки и пластыри с содержанием никотина, используется рефлексотерапия.
Пятый фактор – стресс! Известно, что у пациентов с гипертонической болезнью низкая стрессоустойчивость. Это способствует развитию заболевания, и грозит осложнениями. Для того чтобы преодолеть стресс воспользуйтесь несколькими изложенными ниже советами:
1. Стремитесь к высшей, из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц;
2. Поступайте по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы они обращались с Вами;
3. Не старайтесь сделать всё сразу;
4. Не забывайте об отдыхе. Монотонная работа утомляет, смена занятий помогает сохранить силы и здоровье;
5. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада, избегая всего наносного, показного, нарочитого. Этим Вы заслужите расположение и любовь окружающих;
6. Старайтесь видеть светлые стороны событий и людей;
7. Если необходимо предпринять удручающее неприятное для Вас дело (разговор), не откладывайте его на “потом”;
8. Прежде, чем, что-то предпринять в конфликтной ситуации, взвесьте свои силы и целесообразность действий;
9. Старайтесь увидеть свои ”плюсы”, даже в случае неудачи, в каком либо деле (или разговоре);
10. Ставьте реальные и важные цели в любом деле. Поощряйте себя за достижение поставленной цели.
В муниципальных учреждениях здравоохранения городов могут функционировать различные Школы здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа для больных сахарным диабетом, Школа для беременных, Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической болезнью сердца. Среди прочих школ в МУЗ города могут функционировать: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, Школа для родителей детей, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.
Лекции в Астма школе
Тема занятий
1. Что такое бронхиальная астма?
2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма
3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.
4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.
5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.
7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.
8. Ночная астма.
9. Питание при бронхиальной астме.
10. Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмы.
11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.
12. Как лечить обострение бронхиальной астмы. Вопросы и ответы.
Занятия № 1.
Что такое бронхиальная астма?
План занятия:
1. Что такое астма-школа?
2. Определение бронхиальной астмы.
3. Бронхиальная астма – хроническое заболевание.
4. Как устроены дыхательные пути – внешнее и внутреннее строение.
5. Что происходит в приступе астмы.
Реквизит: плакаты «Внешнее и внутреннее строение дыхательных путей», «Бронхи вне и в присутствии астмы», издания книг, газет, журналов и т.т. для больных астмой.
1. Первое занятие – всегда самое трудное во всем цикле. Больные не знакомы друг с другом и не знают преподавателя. Занятие начинается с того, что преподаватель рассказывает группе как будет организован учебный цикл и кто из врачей принимает участие в работе астма-школы.
Как возникла идея организовать астма-школу? В экономически развитых странах Запада (США, Германия, Англия, Швеция и т.д.) образование больных играет важную роль в лечении больных астмой. Специальные организации (Национальная кампания по лечению астмы в Англии, Фонд астмы и аллергии США, Фонд астмы в Новой Зеландии и т.д.) организуют астма-школы, выпускают газеты, журналы для больных астмой, распространяют брошюры, буклеты для больных. Во многих странах работает телефон астма-помощь. В Германии помимо астма-клубов и астма-школ большое распространение получили группы самоподдержки – собрания больных без участия врача. Созданы специальные учебники по самоконтролю и самоведению бронхиальной астмы. Для детей больных бронхиальной астмой создаются учебные мультфильмы, для взрослых видеофильмы. Таким образом во всем мире врач и больной астмой стали партнерами: при этом больной обладает обширными знаниями о своей болезни.
В нашей стране сделаны первые шаги по организации образования больных. Легочной Фонд в 1992 году организовал 4 астма-клуба в Москве., с 1993 г. в Москве работают 5 астма-школ. Также в Москве открыт телефон Астма-помощь, по которому может позвонить любой больной бронхиальной астмой и посоветоваться по поводу своей болезни с врачом.
2. Тема первого занятия – что такое бронхиальная астма. Вводится определение: бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.
3. Цель первого занятия – объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, но не о полном излечении. Поэтому задача больного – научиться контролировать свою болезнь так, чтобы не допускать обострений болезни. Для этого и была создана астма-школа.
4. Для того, чтобы научится самоконтролю и самоведению астмы, нужно представлять как устроено бронхиальное дерево и легкие и что происходит в приступе астмы. Демонстрационный плакат значительно облегчает эту задачу. Рассказ о строении бронхов и легких не должен быть очень подробным. Ниже перечислены основные понятия, используемые в этом уроке:
А. Внешнее строение бронхолегочной системы
1) Связь трахеи, бронхов, легких.
2) Ветвление бронхов, сравнение диаметра крупных и мелких бронхов, понятие бронхиального дерева.
3) Понятие альвеолы, ее роль в газообмене. Сравнение площади легких с помощью учебного класса.
4) Роль диафрагмы в дыхании, значение диафрагмального дыхания.
5) Вдох – активный, выдох – пассивный.
Б. Внутреннее строение бронхов.
1) Роль реснитчатого эпителия в самоочищении бронхиального дерева. Губительное влияние курения.
2) Понятие бронхиального секрета, мышц бронхов.
5. Что происходит в приступе астмы:
1. Понятие бронхоспазма, отека слизистой, гиперсекреции мокроты – демонстрация различий между бронхами в и вне приступа астмы.
2. Кратко о роли бета-адреностимуляторов, теофиллина, адреналина, глюкокортикостероидов, отхаркивающих.
6. Ответы на вопросы.
Вопросы к теме:
1. Что такое бронхиальная астма?
2. Что такое бронхит?
3. Что происходит в приступе астмы?
4. Как работает диафрагма?
5. Какова роль бронходилятаторов в лечении приступа астмы?
6. Какие препараты используют при астматической атаке?
Внимание! 1. Не забывайте по ходу рассказа задавать вопросы и отвечать на вопросы аудитории. Чем раньше ваш рассказ начнет прерываться вопросами больных, тем более успешно пройдет занятие.
2. Не тратьте много времени на рассказ о лекарствах, в том числе и при ответах на вопросы – это тема следующих занятий.
Занятие № 2
Пикфлоуметрия. Аллергия и астма.
План занятия:
1. Что такое пикфлоуметр?
2. Методика использования пикфлоуметра.
3. Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.
4. Определение аллергии.
5. Виды аллергенов.
6. Меры лечения и профилактики аллергии.
Реквизит: пикфлоуметр, дневник астматика для самоконтроля, варианты суточных и недельных кривых пикфлоумептрии.
На втором занятии группа будет более активна. Ваша главная задача – добиться, чтобы в занятии участвовал каждый пациент. Это можно сделать следующими способами:
1. Задавайте группе как можно больше вопросов (Как вы считаете, что такое аллергия? Что нужно сделать в доме, если есть аллергия на домашнюю пыль? Почему иногда летом в лесу начинают течь слезы и появляется насморк? И т.д.). К ответам на вопросы привлекайте самих членов группы (например, больной спрашивает: «Почему мне в приступе не помогает интал?» Подождите сами отвечать на этот вопрос. Спросите, что думает по этому поводу другой больной).
2. Добейтесь того, чтобы больные не стеснялись задавать вопросы в течение всего занятия.
3. Дайте возможность каждому больному поделиться своим личным опытом лечения бронхиальной астмы.
Конечно, нельзя выполнить все эти задачи за одно занятие. Но за 3-4 занятия вы сможете это сделать.
1. Пикфлоуметр – это прибор для измерения максимальной скорости выдоха (МСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья.
2. Техника измерения МСВ:
1) Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.
2) Сделать глубокий вдох.
3) Плотно обхватить мундштук прибора губами.
4) Сделать полный резкий выдох.
5) Отметить показания прибора.
6) Повторить показания 1-2 раза, выбрать лучший результат.
7) Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.
3. Больных нужно обучить технике самоконтроля астмы с помощью пиклоуметра. Для этого их нужно научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии. С помощью этих дневников возможно:
1) Выявить аллерген (по падению показателей МСВ в течение дня);
2) Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель МСВ с установленной для данного больного нормой);
3) Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей;
4) Распознать начинающееся обострение БА;
5) Оценить эффективность базисной терапии.
Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно общаться с врачом. Для этого врач должен быть подготовлен к анализу графиков суточной и недельной пикфлоуметрии.
4. Аллергия – это генетически обусловленное состояние, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов (домашней пыли, шерсти домашних животных и т.д.) вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Это определение достаточно сложно для человека, недавно заболевшего БА, однако необходимо для больных с длительным стажем заболевания, которые активно интересуются тем, что такое иммуноглобулины и аллергены. Интересно, что в специальной англоязычной литературе для больных астмой подробно излагается механизм аллергических реакций с описанием тучных клеток, ИгЕ и БАВ на уровне понимания студентов медицинских институтов. Приведите примеры аллергических реакций (приступ удушья, сенная лихорадка и т.д.) и в упрощенной форме объясните их механизм.
5. Обратитесь к группе с вопросом: какие аллергены выявлены у каждого. Типично, что больные начинают называть холод, инфекцию, резкие запахи. Необходимо разграничивать аллергию и гиперчувствительность бронхиального дерева и назвать основные виды аллергенов – пыльцевые, бытовые, эпидермальные и пищевые.
6. Если у вас набрана большая группа и объяснение предыдущего материала заняло много времени – перенесите этот раздел на следующее занятие. Необходимо подробно остановиться на профилактике бытовой аллергии, которая включает: ежедневную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д. Желательно, чтобы уборкой занимался не сам больной БА, а члены его семьи или чтобы он это делал во влажной маске. После того как больной пропылесосил комнату, ему не нужно в ней оставаться, так как концентрация мелкой пыли в воздухе резко повышена – нужно дать время пыли улечься. Учитывая важность профилактики БА, в курсе астма-школы мы возвращаемся к этой теме повторно – в разделе «Ночная астма». При аллергии к эпидермису животных запрещается заводить домашних животных, На вопрос: «Можно ли заводить дома кошку, если есть аллергия на собак?» больные часто отвечают «да». Очень важно разъяснить, что при бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Приводим пример: к аллергии на эпидермис животных может присоединиться гиперчувствительность к бытовым аллергенам и наоборот и т.д. Поэтому мы категорически против домашних животных при уже имеющейся аллергии к эпидермису животных и домашней пыли. Больные должны знать, что «гипоаллергенных» животных нет. При пыльцевой аллергии важно знать календарь цветения растений (у преподавателя в асма-школе должен быть календарь цветения растений в данной местности) и принимать меры по избежанию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения-аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет, голодание в условиях стационара с целью обнаружить аллергенный продукт.
Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии. Больные или знают или слышали об этом методе. Всегда важно рассказать о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, уровень ИгЕ в крови, стадия заболевания, возраст больного и т.д.
Существует целая группа лекарственных препаратов, созданных для лечения аллергии. На 2-м занятии мы не рассказываем больным подробно о них, только перечисляем: интал, тайлед, дитэк, глюкокортикоиды в 2-х формах – ингаляционные (например, ингакорт, бекотид) и таблетированные (полькортолон, триамсинолон). Подробный рассказ об этих препаратах – на наших следующих занятиях.
Вопросы к теме:
1. Что такое аллергия? Приведите примеры.
2. Что такое пикфлоуметр?
3. Для чего нужен пикфлоуметр? Как им пользоваться?
4. Какие меры профилактики аллергических реакций при бытовой аллергии?
Занятие № 3
Неаллергические причины бронхиальной астмы.
План занятия:
1. Что может вызвать приступ удушья кроме аллергии?
2. Какие способы лечения и профилактики приступов удушья, вызванных неаллергическими причинами?
3. Ингаляционная терапия с помощью ультразвуковых ингаляторов.
Реквизит: Ультразвуковой ингалятор типа «Дисоник»
1. К неаллергическим причинам, вызывающим приступ у больных бронхиальной астмой, относятся: эмоциональной стресс, резкая перемена температуры (например, выход на холод), инфекция (в первую очередь вирусная), высокая влажность, лекарственные препараты (аспириновая астма), физическая нагрузка, резкие запахи, продукты. Введите понятие гиперреактивности бронхиального дерева, объясняя, что у каждого больного бронхиальной астмой бронхиальное дерево обладает следующей особенностью – в ответ на воздействие разнообразных неаллергических стимулов оно сужается, вследствие чего возникает приступ удушья.
Крайне важным является психоэмоциональное состояние больного астмой. Известно, что стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Не случайно до возникновения теории о воспалительной природе бронхиальной астмы ее называли «болезнью мозга». Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься спортом, обливаться холодной водой. Но существует ряд больных, которым нужно индивидуально и конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу. Если в астма-школе параллельно с врачом работает психолог, это значительно облегчает работу. В любом случае желательно иметь координаты психотерапевта, к которому можно направлять пациентов.
Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холодный воздух, мы рекомендуем за 20-30 мин. сделать ингаляцию бронходилятора в сочетании с инталом. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Обсудите с больными, можно ли при бронхиальной астме заниматься спортом. Особенно это важно, если в группе много молодых больных. Бронхиальная астма не является противопоказанием к занятиям спортом, наоборот, активный образ жизни может способствовать улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плавание.
Как правило, в группе мало больных с аспириновой формой бронхиальной астмы, поэтому мы коротко остановимся на том, какие лекарственные препараты запрещены к использованию среди этой группы больных и какой они должны придерживаться диеты.
Частым «виновником» приступа удушья является инфекция. Иногда это единственная причина болезни. Среди группы больных всегда есть астматики, которые страдают изолированной инфекционнозависимой формой бронхиальной астмы. Расспросите, каковы основные симптомы и как они лечатся при обострении заболевания. Обычно мы рассказываем больным, что при инфекционной форме астмы в бронхах присутствуют 2 вида воспаления бронхиального дерева – аллергическое и инфекционное, поэтому для лечения необходимо использовать как базисные противовоспалительные препараты (хромогликат натрия и его производные и (или) глюкокортикоиды) так и антибактериальные средства. Инфекционное воспаление может быть вызвано бактериями или вирусами (подробно речь об этом идет в занятии «Лечение и профилактика вирусной инфекции). Важно упомянуть, что больной сам может распознать присоединение бактериальной инфекции по изменению цвета мокроты на желтый или зеленый (в сочетании с другими симптомами инфекционного заболевания). Как правило, в этой ситуации нужно обратиться к помощи врача для назначения антибактериальных препаратов. Напомните схему приступа – спазм, отек, гиперсекреция мокроты. При обострении инфекционнозависимой формы бронхиальной астмы, практически всегда сопровождающейся хроническим гнойно-обструктивным бронхитом, важное значение приобретает эвакуация мокроты из бронхиального дерева. Для этого существуют методы дыхательной гимнастики, физические упражнения и дренажные положения, с которыми больные знакомятся на следующих занятиях. Также очень важно, чтобы больные освоили технику ингаляций с помощью ультразвукового ингалятора. Для этого на занятии мы демонстрируем ингалятор «Дисоник», показываем как он работает и как правильно делать ингаляции. Перед ингаляцией желательно сделать вдох бронхоингалятора. Затем, через 15-20 минут следует ингаляция отхаркивающего раствора. Им может быть физиологический раствор, минеральная вода типа «Боржоми», 2-3% раствор соды (на стакан воды 1 чайная ложка соды). У больных, у которых есть опыт приемы иодсодержащих средств – солутана, микстуры содержащей КУ, можно рекомендовать добавить в физиологический раствор солутан (на объем «Дисоника» 3 капли). Через ультразвуковой ингалятор можно ингалировать любые отхаркивающие травы. Однако нужно помнить о возможности возникновения бронхоспазма. Ингаляционные препараты типа мукосольвина и лазольвана, широко применяемые у больных муковисцидозом и хроническим гнойно-обструктивным бронхитом, у больных астмой применяются с осторожностью из-за возникновения реакций гиперчувствительности на эти препараты. После откашливания, при наличии гнойной мокроты через «Диссоник» можно ингалировать антисептические растворы – диоксидина или фурагина (диоксидин из расчета 10 мл диоксидина на 50 мл физиологического раствора; фурагин стандартный официальный р-р). Для эвакуации мокроты из бронхиального дерева широко используются пероральные препараты – бромгексин, мукалтин, настои и микстуры трав. Цель этого занятия – больные должны понять важность эвакуации мокроты из бронхиального дерева и освоить технику ингаляций.
Вопросы к теме:
1. Можно заниматься спортом бри бронхиальной астме?
2. Какой вид спорта предпочтительнее при астме?
3. какова роль вирусной инфекции в обострении астмы?
4. Может аспирин вызвать приступ удушья?
5. Какие препараты используются для улучшения дренажа бронхиального дерева? Какие правила их применения?
Занятие № 4
Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.
План занятия:
1. Правила использования ингалятора.
2. Основные группы препаратов, использующиеся в ингаляторах и механизм их действия.
3. Принципы подбора ингалятора
4. Применяемые дозы и симптомы передозировки.
5. Спейсеры.
Реквизит: ингаляторы, содержащие бронходилятирующие препараты, кортикостероидные гормоны, холинолитики; спейсер, пикфлоуметр.
1. В начале занятия мы предлагаем 1-2 больным продемонстрировать технику пользования ингалятором. За 2 года работы в астма-школах у нас были только единичные случаи правильного использования дозированных аэрозолей. Как правило, независимо от стажа болезни больные делают принципиальные ошибки – не плотно обхватывают губами мундштук, не делают предварительный выдох и т.д. После этого преподаватель рассказывает правильную технику ингаляций и сам ее демонстрирует. С этой целью мы используем атровент, т.к. он практически не обладает побочными действиями. Важно, что больные освоили правильную технику ингаляций:
1. встряхнуть ингалятор
2. Снять защитный колпачок
3. повернуть ингалятор дном вверх
4. Сделать полный выдох через сомкнутые губы
5. Плотно обхватить мундштук ингалятора губами
6. Начиная делать вдох, нажать на дно ингалятора и глубоко вдохнуть лекарство. При этом должно возникнуть ощущение, что лекарство не осталось во рту, а попало в бронхи