АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУИЦИДОВ)

Изменения в поведении и настроении подростка связаны с его внутренними переживаниями, возрастным кризисом. Вовремя не замеченные негативные изменения и отсутствие своевременной помощи приводят к следующим последствиям: употребление наркотических веществ, компьютерная зависимость, самоповреждения, суициды, развитие психических заболеваний.

Чтобы вовремя оказать помощь подростку, родителям необходимо вовремя увидеть негативные изменения в поведении и настроении своего ребенка.

Следует обратить внимание на поведение и внешний вид подростка:

-нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна и т.п.);

-изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/чрезмерное потребление пищи); потеря интереса к себе, своему внешнему виду; о капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость; о

-длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо; проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывание на сайтах особого содержания (самоубийства, неформальные молодежные объединения и т.п.); 

-смена настроения (подавленность или оживленность) в несоответствующей ситуации; конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья);  часто повторяющиеся попытки убежать из дома; о потеря интереса, проявление равнодушия к той деятельности, которой ребёнок до определенного периода был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.п.);

-резкие и немотивированные перепады настроения; о частые вспышки агрессии, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора; болезненная реакция на ту или иную тему разговора; отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене (внезапная, ранее не характерная неопрятность и т.п.);  двигательное возбуждение; склонность к неоправданно рискованным поступкам; неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;

-немотивированная тревога; немотивированный страх; тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг; негативная оценка собственной жизни, избирательное воспоминание о неприятных событиях прошлого, отсутствие перспектив в будущем;

  -активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски       сочувствия) либо нелюдимость, стремление к длительному уединению; внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии, рисунки на тему смерти (могут встречаться на полях тетрадей подростка).

В подростковом возрасте дети могут высказывать суицидальные мысли. Родителям следует обратить внимание на следующие высказывания подростка:

-прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях (Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится! »);

словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет, но будет уже поздно!» и т.п.); жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть», шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»)

 -уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!» и т.п.)

-жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру» и т.п.); жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников;

-самообвинения («Я ничтожество! », «Я ничего из себя не представляю» и т.п.); о повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;  сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

О серьезных суицидальных намерениях свидетельствует сочетание нескольких признаков:

-приведение своих дел в порядок

- раздача ценных вещей, упаковывание;

-поступки, которые несут характер прощания (выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни, письма, записки, подарочки);

-письменные или словесные указания или угрозы (в письмах, записках, дневнике);

-внешняя успокоенность или прилив энергии

Если решение уйти из жизни принято, план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить подростка. Он как будто успокаивается. Можно подумать, что ребенок отказался от «убийственной» мысли. Однако такое состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

Важно понимать, что наличие признаков суицидального поведения: высказываний, намерений, самоповреждений - это болезненное состояние подростка, которое само по себе, без врачебного вмешательства, не проходит. Родителю не стоит пытаться в одиночку решать проблему.

Можно воспользоваться:

-детским телефоном доверия -8800 2000-122,

-обратиться за консультацией к школьному психологу

Важно знать, что наиболее квалифицированную помощь в данной ситуации оказывают врачи-психиатры (ГБУЗ РК «Республиканский психоневрологический диспансер», г. Петрозаводск, ул. Краснофлотская, д.29, 8(8142)701560-регистратура; 8(8142) 670634 - подростковый кабинет).

 

Как следует вести себя родителям в ситуации угнетенного психоэмоционального состояния подростка:

-уважительно относится к подростку (к ЛИЧНОМУ пространству, ценностям, суждениям, проблемам);

-постараться открыто обсудить причины его состояния, но при этом не допускать в речи осуждающих фраз и не обвинять его в совершении чего-либо предосудительного;

-рассказать о своих проблемах и переживаниях в его возрасте, о собственном отношении к выявленной проблеме (к наркотикам, жестокости, травле, протестным движениям и др.); 

-поделиться своими чувствами и переживаниями в данный момент; о рассказать о своем опыте преодоления трудностей;

-постараться больше времени уделить своему ребенку, организовать совместный с ним досуг, по возможности — сменить обстановку (например, уехать в другой населенный пункт, на дачу и т.п.

ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ:

 

«АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» В подростковом возрасте повелительное наклонение при общении («Пора спать!», «Убери телефон», «Выключай компьютер!») вызывает агрессию, обиду. Подросток прекрасно различает, слушаете ли Вы его или сделали вид, что участвуете в разговоре. Всего несколько минут внимательного активного слушания могут Вам помочь. Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить «да» или «нет», предполагающие развернутый ответ («Как?», «Какой?», «Почему?», «Каким образом?»). Выражайте словами свое эмоциональное состояние или состояния ребенка: «Меня очень волнует...», «Я вижу, тебя огорчает, что...», «Тебе грустно (тревожно, плохо, обидно), я чувствую. Почему?». При «активном слушании» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

            «КОНТАКТ ГЛАЗ» Чтобы разговор «состоялся», Ваш взгляд должен встречаться со взглядом ребенка около 60 — 700/0 всего времени общения. Взгляд, выражение лица — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Вспомните, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на Ваше лицо и улыбку. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд, теплая улыбка, переданная взглядом, выражение лица— эта информация также отпечатывается в сознании ребенка, как и сказанные слова.

«ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ» Для ребенка очень важен физический контакт. Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые прикосновения смягчают душу и снимают напряжение, Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти «медвежьи шалости» не менее важны, чем для девочки «телячьи нежности». По мере того, как дети растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты.

 

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПРИ

ОБНАРУЖЕНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ

ИНТЕРНЕТ - ПРОСТРАНСТВА НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

 

Число пользователей Интернета стремительно растет, причем доля лиц в возрасте до 18 лет среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих людей, особенно детей и подростков, Интернет становится информационно-образовательной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Однако большой процент информации, доступ к которой является свободным, не предназначен для детей по определенным моральным или этическим нормам. Это может отрицательно сказываться на психологическом состоянии подростка.

 

:

 

Коммуникационные риски:

кибербуллинг (интернет-травля); манипуляция сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры);  «незнакомый друг» в социальных сетях;

Технические риски:

незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе; повреждение устройств, распространение имеющейся на них информации, повреждение программного обеспечения, кража персональных данных в результате действия вредоносных программ;

Контентные риски:

«шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации; вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение); просмотр сайтов для взрослых; повышенный уровень жестокости и насилия в онлайн играх.

Какие угрозы встречаются наиболее часто?

доступ к нежелательному содержимому. Любой ребенок, выходящий в сети «Интернет» может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Все это без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.

Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новых жертв. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

На что родителям необходимо обратить внимание.

Стоит волноваться, если:

-резко изменяется поведение (например, ребенок теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, у него резко сокращается круг ранее привычных и любимых увлечений);

-нарушается режим сна и приема пищи; изменяется внешний вид (становится неопрятным, потеря интереса к себе, несоблюдение правил гигиены);

-у ребенка появляется прочная зависимость от устройств, проводит в сети практически все время, почти никогда не расстается с мобильным телефоном (устанавливаются пароли на всех девайсах, используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины);

-наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее);

-рисование на руках планет, различных мистических символов и знаков, побуждение сделать татуировки;

-наличие попыток суицида среди одноклассников и друзей:

Самым страшным и необратимым процессом воздействия на детей стало массовое вовлечение их в суицидальные группы, в которых романтизируется смерть, популяризируется уход из жизни. Воздействовать на ребенка могут не только путем прямого контакта в переписке в социальных сетях, но и через предложения просмотра видео, прослушивания музыки, обсуждения сериалов, в помощи решения домашнего задания. Также могут предлагаться определенные онлайн книги, рекомендации по прочтению литературы.

Значимые признаки, на которые необходимо обратить внимание родителям при просмотре страницы своего ребенка в социальных сетях:

-наличие в списке друзей и подписчиков фэйковых (нерельных) аккаунтов, а также закрытых групп;

-в своих публикациях на страницах соцсетей, дети могут размещать фотографии самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности и порезов;

-сохранение фотографий определенной тематики, например: китов (которые выбрасываются на берег и таким образом добровольно уходят из жизни), бабочек (которые летят на свет, хотя знают, что это приведет их к неминуемой гибели), единорогов (смерть едет на единороге в ад);

-съемки с высоты, крыш и чердаков;

-зачастую в «статусе» страницы указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»);

-размещение на странице стихов, высказываний, песен, романтизирующих тематику смерти, агрессии, насилия;

-смена характера аватара.

 

Что делать, чтобы оградить ребенка от негативного воздействия в сети интернет:

-обязательно объяснять ребенку, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете - правда;

-осваивать Интернет - технологии, завести аккаунт в популярных социальных сетях (особенно, если там зарегистрирован ребенок);

-использовать средства блокирования нежелательного материала, средства родительского контроля, с помощью которых возможно ограничивать нежелательный контент, продолжительность нахождения в сети, а также пользование Интернетом в ночное время; средства родительского контроля, предоставляемые операторами мобильной связи;

-приучать себя и ребенка к конфиденциальности: не сообщать персональные данные, адрес, не рассказывать о материальном состоянии семьи, не делиться проблемами публично;

-необходимо контролировать время посещения (а в отдельных случаях, и продолжительность) ребенком своей страницы в соцсетях;

-добавиться в друзья к своему ребенку в социальных сетях (делиться позитивной информацией, изучать поступающие от него ссылки, узнавать о виртуальных друзьях, о встречах ребенка с ними в реальной жизни; если ребенка что-то пугает или настораживает, ему кто-то угрожает в социальных сетях, в переписке, то он обязательно должен сообщить об этом родителям).

Что делать, если родители столкнулись с негативными признаками влияния сети Интернет на поведение подростка:

-Прежде всего, необходимо с ребенком поговорить и оценить степень опасности.

-Если в результате беседы ваши опасения подтверждаются, то необходимо объяснить ребенку всю серьезность ситуации. Беседа должна строиться на доброжелательной и открытой ноте. Не используите категоричных и оценочных суждений.

      -Если ваши убеждения не помогли, нужно обратиться за помощью к специалистам (психолог, психиатр).

Чего родителям делать нельзя:

-Вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен! »);

-Обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы: «ты тратишь свою жизнь понапрасну! », «лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);

 -Угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений;

       -Сравнивать ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «а вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры! » и т.д.)

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

 8800 20000 122

 Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, г. Петрозаводск, ул. Петербургская, д.2 , каб. 34, 8(8142)76-01-20, offce@deti-karelia.ru

 

ГБУЗ РК «Республиканский психоневрологический диспансер».г. Петрозаводск, ул. Краснофлоткая. д.29, 8(8142)701560-регистратура 8(8142) 670634 - подростковый кабинет.

     

ГБУЗ РК «Детская республиканская больница», отделение «Центр патологии речи и других высших психических функций», г. Петрозаводск. Ул. Парковая, д.58, 89643178146. 8(8142) 75-04-90

     

 Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия для детей. нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». 185001 РК, г. Петрозаводск, пер. Студенческий, д. 7, (8142) 78-43-87, gourkcdk@yandex.ru

 

 185031, Петрозаводск, наб. Варкауса, 1a, 8 (8142) 59-92-52, petrosoc@csr-ptz.ru

 

Муниципальное образовательное учреждение Беломорского муниципального района «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».186500 РК, г. Беломорск, ул. Воронина, д. 6, 8(81437) 5-29-09, belcpprik@mail.ru